ДИКАЯ МЯТА: Продюсер на связи!

Фото: zvst.ru
ДИКАЯ МЯТА: ПРОДЮСЕР НА СВЯЗИ!   На сайте друзей и партнеров "Дикой мяты" M24.ru открыта авторская колонка продюсера фестиваля Андрея Клюкина, где он еженедельно будет делится историями о фестивальном закулисье.
    Когда вы приезжаете на «Дикую Мяту», вы видите внешнюю сторону фестиваля – сцены возвышаются, артисты выступают, рестораны и чайные кормят всех желающих, ярмарка пестрит товарами и работают все площадки. Но перед тем, как все это состоится, идет как минимум полугодовая работа, ежедневная и кропотливая.
  О том, как рождается фестиваль, какие бывают взлеты и падения, где подстерегают подводные камни, вы прочитаете в этой колонке.

           
    Андрей Клюкин - человек, которого вы знаете, возможно, не зная. Благодаря ему в России каждый год проходит самый крупный фестиваль world music "Дикая мята".
    По просьбе М24.ru он поделился с читателями историями о фестивальном закулисье и тонкостях организации:

    -   Получив предложение стать колумнистом на уважаемом портале М24.ru, я растерялся. Сам-то я люблю читать еженедельные колонки от людей, которые мне интересны. Но одно дело – публичные люди, а другое дело – человек, который находится за кадром фестивалей.
      Мне, как читателю, кажется, что колонка получается интересной при соблюдении нескольких условий: яркой личности автора, его писательском таланте и близости читателю выбранной темы. У меня нет уверенности в себе ни по одному из пунктов. Правда, я считаю свою жизнь дико насыщенной и интересной.
      Одна моя знакомая заметила: “Андрей, большинство проживает одну жизнь, а ты проживаешь много маленьких жизней”. Чертовски верное наблюдение. Мне 43, а я ощущаю себя человеком, который уже повидал в жизни все.     
    Каждый фестиваль – это микромодель мира. Здесь за два-три месяца можно пережить все: от измен и подлости до фантастических триумфов и встреч с людьми космического масштаба. Почти в каждом фестивале есть точка отчаянья, в которой ты решаешь больше никогда этим не заниматься, но есть и пик эйфории, когда ты клянешься себе никогда не оставлять начатое и не нырять под теплое одеяло обывателя.

    Так о чем я могу рассказать? Да много о чем, я книгу могу написать, и она обязательно станет бестселлером. Вот вам, например, приходилось делать Дни грузинской культуры в момент противостояния наших стран? А может, вам приходилось вызволять популярного артиста из рук криминального авторитета? Или у вас был опыт создания международного фестиваля за пару недель? И наоборот, опыт отмены огромного фестиваля за один день. Уверен, что нет, а у меня был. Как был и опыт чудовищных нервных перегрузок, которые выплевывали меня в больничную койку, лежа в которой я вынашивал новые фестивальные идеи.

      Видимо, начать цепочку таких историй, наблюдений и мыслей нужно с самого главного – с объяснения того, зачем я этим занимаюсь. Или даже шире – порассуждать на тему, зачем мы все этим занимаемся? Уверен, для людей, не связанных с концертами и большими фестивалями, ответ очевиден – это бизнес. Организаторы фестивалей зарабатывают, и чем крупнее фестиваль, тем больше зарабатывают. Это факт, зарабатывают! Иногда много, иногда мало, иногда работают в ноль.
      Есть даже в нашем бизнесе устойчивое выражение “сгоняли по нулям”. Звучит легко, как подброшенная в воздух монетка, – “сгоняли по нулям”. Это когда двадцать человек – пиарщики, дизайнеры, концертные менеджеры, менеджеры соцсетей, менеджеры по продажам, ребята, которые делают видео- и радиоролики, работали-работали целый год и заработали ноль.
    А еще у нас в бизнесе есть слово “угорели”. Это когда фестиваль не зарабатывает, а остается должен подрядчикам и артистам. И знаете, я могу с полной ответственностью сказать, что в прошлом году каждый второй из крупных фестивалей, которые вы знаете, “угорел”. Кто-то заработал минус три миллиона, кто-то минус шесть миллионов, кто-то попал на 20 миллионов, а кто-то и больше.

    Эти истории сплошь и рядом: вот ты видишь крупного игрока на рынке, а вот прошел год, и это уже человек с колоссальными долгами. Кто-то бегает от кредиторов, кто-то со временем отрабатывает долги, кто-то зарекается никогда не возвращаться в этот бизнес, а через пару лет ты его снова видишь в обойме.
    Сегодня есть огромный фестиваль, а через год он может не собрать и пяти тысяч человек. И я задаюсь вопросом, что движет этими людьми, которые создают фестивали в России? Почему они готовы “гонять по нулям”, “угорать” на миллионы, терять друзей (да, и так бывает), выжигать свою нервную систему, жертвовать семьей (и это тоже так: невозможно жить фестивалем и полноценно быть с семьей), почему эти люди, обжигаясь, продолжают начатое? Надежда круто заработать? Желание изменить мир? Тщеславие? Вера в то, что скоро фестивальный рынок станет менее рискованным?
    За всех ответить не могу, у каждого своя история. Загоняя себя на эту тему, я сформулировал это как “сопричастность”.

      Для меня это и есть суть моего ремесла. Сопереживание, сопричастность зрителя к тому, что ты делаешь. Даже еще проще – любовь. Вот ты любишь определенную музыку, артистов, музыкантов, тебе нравятся фильмы, театры, да мало ли что еще может нравиться. И вот ты собираешь вместе любимых артистов и зрителей на фестивале. Сначала посетителей не много – может, сотни, потом тысячи, потом десятки тысяч. И всех их объединяет любовь к тому, что ты любишь сам. И ты чувствуешь сопричастность к любви, которую они готовы дать артисту.
    Ты становишься проводником всего того, что ты любишь. Скажу так: я не знаю ничего круче. Думаю, то же самое испытывает Маша Семушкина (“Усадьба Jazz”), испытывал Юра Сапрыкин, когда делал “Пикник “Афиши”, Сергей Мельник (Park Live), Сергей Силушин (“Доброфест”) и другие.
    Конечно, есть и желание заработать, и тщеславие, и вера в изменение фестивального климата, но я уверен, что все это не может являться главным движком для создателей фестивалей. Иначе все эти умные и деятельные люди давно бы завязали с этим бесконечно сложным и рискованным бизнесом.

    Конечно, есть и другие фестивальные формы. Например, торговая марка Х принимает решение сделать фестиваль имени себя, а не поддерживать те, что уже существуют. В 100 процентов случаев это похоже на вдыхание жизни во Франкенштейна. Делается это так: компания принимает решение, поручает некоему агентству, те нанимают подрядчиков, для которых это просто работа, а не дело всей жизни. На сцене появляются музыканты в стиле “а че там сейчас народ любит?” или еще хуже: “Мне тут позвонили, вот этих надо поставить”, тратятся деньги, собирается зритель, привлеченный или бесплатным мероприятием, или мероприятием с удивительно низкой ценой, потом делается фотоотчет, и все довольные расходятся по домам. Как правило, это работает до тех пор, пока марка сама не теряет к этой игрушке интерес.
    Или бывает так, что нужно прокачать политика перед выборами или поставлена другая функциональная, административная, маркетинговая задача.
      Я не говорю, что это плохо, все получают работу – и организаторы, и артисты, и технари. Но в таких процессах нет той первоначальной искры, о которой мы говорим. Как бы качественно и с размахом ни проходили подобные мероприятия, за ними нет одного или нескольких фанатиков, для которых это дело часть жизни.
           
                                          *        *      *

Более подробная информация – на сайте фестиваля http://mintmusic.ru/

 
По теме
 
 
10 тысяч стихов – звонких, горячих, острых, как штык - Время и Люди    В рамках проекта «Лето в парках» центральной районной библиотекой и детским филиалом проведена литературная композиция «Воспитание стихами», посвящённая 125-летию со дня рождения русского поэта Владимира Маяковского.
22.07.2018
11 спасателей тушили жилой дом в Петелино - ИА Тульские новости 22/07/2018 10:10 Фото: пресс-служба МЧС ТО Прослушать новость Сегодня, 22 июля, в 3:34 на улице Полевая в тульском поселке Петелино загорелся двухэтажный жилой дом.
22.07.2018 ИА Тульские новости
Ночью в Щекино дотла сгорела баня - Центр 71 22 июля в 02:35 на пульт диспетчера «Единой службы спасения-112» поступило сообщение о возгорании бани, расположенной в д. Ясенки Щекинского района.
22.07.2018 Центр 71
Массовый поджог автобусов Новомосковск-Москва и Тула-Москва заинтересовал Госдуму РФ - ИА Тульские новости 20/07/2018 19:50 Прослушать новость Как сообщает «Московский Комсомолец» , председатель комитета Госдумы РФ по вопросам семьи, женщин и детей Тамара Плетнева обратилась к министру МВД Владимиру Колокольцеву.
20.07.2018 ИА Тульские новости
Ночью воскресенья в деревне Ясенки Щекинского района загорелась баня. Как сообщили "ТИ" в пресс-службе ГУ МЧС по Тульской области, информация о возгорании поступила в 02:35.
22.07.2018 Тульские Известия
Житель города Щёкино (назовём его К.) был удивлён осведомленности сотрудников полиции, обнаруживших у него наркотическое средство.
22.07.2018 Газета Щекинский вестник
Играй гармонь, в тебе живет Россия! - Наша Жизнь Ее звуки сродни русской душе – в них слышны то лирика и нежность, заставляющие сердце сжиматься, то залихватски удалой задор, зовущий в пляс.
22.07.2018 Наша Жизнь
На живописном берегу реки Снежедь, на воспетом великим русским писателем Иваном Сергеевичем Тургеневым Бежином лугу прошел традиционный межрегиональный литературно-песенный фестиваль с одноименным названием.
22.07.2018 Газета Заря
Легенды щёкинского спорта - Газета Щекинский вестник Футбол – это мастерство игроков и поддержка болельщиков Когда-то футбольные матчи «Шахтёра» собирали полные стадионы болельщиков.
22.07.2018 Газета Щекинский вестник
«Витязь» – чемпион! - Щекинский Химик В спортзале центра «Мир», где овладевают секретами кикбоксинга новички и оттачивают мастерство опытные спортсмены Компания «Щекиноазот» поддерживает щекинский бокс и кикбоксинг .
22.07.2018 Щекинский Химик
Матч состоится в любую погоду - Донская газета Студенты Донского политехнического колледжа вновь встретились на спортивном стадионе и сыграли в футбол.
22.07.2018 Донская газета
В Чернском районе прошел фестиваль «Бежин луг» - Газета Заря На живописном берегу реки Снежедь, на воспетом великим русским писателем Иваном Сергеевичем Тургеневым Бежином лугу прошел традиционный межрегиональный литературно-песенный фестиваль с одноименным названием.
22.07.2018 Газета Заря
На Косой Горе сгорел жилой дом - Центр 71 22 июля в 06:30 на пульт диспетчера «Единой службы спасения-112» поступило сообщение о возгорании дома, расположенного на ул.
22.07.2018 Центр 71
22 июля в 02:35 на пульт диспетчера «Единой службы спасения-112» поступило сообщение о возгорании бани, расположенной в д. Ясенки Щекинского района.
22.07.2018 Центр 71